Митрофан Воронежский

23660

[image(right)=http://xn----8sbnapgfud1ahdel6c.xn--p1ai/uploads/obshee/mitrofan.jpeg mitrofan.jpeg]http://xn----8sbnapgfud1ahdel6c.xn--p1ai/uploads/obshee/mitrofan.jpeg[/image]

6 декабря (23 ноября по ст.с.) Православная Церковь чтит память святителя Митрофана Воронежского. Он родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братья соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего тогда настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена, подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Позже Патриарх Московский и всея Руси Иоаким поручил игумену Митрофану более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на “прении о вере” между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола, он рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. С личностью Петра связана одна из самых драматичных страниц в истории Русской Церкви. Упразднение патриаршества и учреждение Синода, превращение Церкви в одну из государственных структур, оскорбление религиозных чувств народа, растянувшееся на десятилетия, – все это остается на совести “царя-реформатора”. Однако святитель, по мере возможностей, пытался влиять на молодого царя, старался содействовать тем преобразованиям, которые могли быть полезными для Отечества. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и “Азовским”.

В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы: „Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично Государю православному ставить болваны и тем соблазнять простые сердца народа". Исповедничество епископа устыдило Петра и в знак согласия с ним он убрал статуи.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, любимой молитвой - молитва об умерших. В своем “Духовном завещании” святитель Митрофан назидал: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь”. Преставился святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Он погребен был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь Петр своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за “святого старца”.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us