[image(right)=http://xn----8sbnapgfud1ahdel6c.xn--p1ai/uploads/obshee/mitrofan.jpeg mitrofan.jpeg]http://xn----8sbnapgfud1ahdel6c.xn--p1ai/uploads/obshee/mitrofan.jpeg[/image]
6 декабря (23 ноября по ст.с.) Православная Церковь чтит память святителя Митрофана Воронежского. Он родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братья соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего тогда настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена, подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.
Позже Патриарх Московский и всея Руси Иоаким поручил игумену Митрофану более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на “прении о вере” между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола, он рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом.
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. С личностью Петра связана одна из самых драматичных страниц в истории Русской Церкви. Упразднение патриаршества и учреждение Синода, превращение Церкви в одну из государственных структур, оскорбление религиозных чувств народа, растянувшееся на десятилетия, – все это остается на совести “царя-реформатора”. Однако святитель, по мере возможностей, пытался влиять на молодого царя, старался содействовать тем преобразованиям, которые могли быть полезными для Отечества. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и “Азовским”.
В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы: „Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично Государю православному ставить болваны и тем соблазнять простые сердца народа". Исповедничество епископа устыдило Петра и в знак согласия с ним он убрал статуи.
Любимым размышлением святого было памятование о смерти, любимой молитвой - молитва об умерших. В своем “Духовном завещании” святитель Митрофан назидал: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь”. Преставился святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Он погребен был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь Петр своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за “святого старца”.