Нужно ли креститься на шестопсалмии

67940Азбука православия
Нужно ли креститься на шестопсалмии
Во время Шестопсалмия – (а именно - в середине его чтения) - в Оптиной многие не крестятся. Хотя в Часослове последовании Утрени в середине Шестопсалмия написано: «Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов», т.е. можно креститься, но без поклонов. О том же говорится и в Православном молитвослове*: «Креститься без поклонов полагается... в начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза».

Но в Оптиной существует традиция не накладывать на себя крестное знамение в середине Шестопсалмия, и она, по-видимому, сохраняется еще с времен преподобного Старца Льва. Вот что он писал по этому поводу: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с советом божественных богодухновенных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудрствует, о сем и вас зазирает, таковый зазор, по неведению их, не важен, а заповедь — душеспасительна. Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица»

Это свидетельствует о глубочайшем благоговении, которое имели наши оптинские старцы. Необходима глубокая тишина, чтобы ничто не отвлекало молящихся во время чтения Шестопсалмия. Ведь известно, что Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. А крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме…

Так же поступают и монахи на Афоне. Об этом мы узнаем от Паисия Святогорца: «оно [шестопсалмие] символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится [миру] как Судия»

Шестопсалмие состоит из шести избранных псалмов пророка и царя Давида, это одна из важнейших частей богослужения. Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» - говорил преп. Нектарий Оптинский.

Не секрет, что и до революции (иначе бы она, наверное, и не случилась) в России наблюдалось оскудение благочестия и благоговения к Церковной службе. Так, преп. Варсонофий с горечью писал: «Вот у нас в церкви читают Шестопсалмие, и люди часто выходят на это время из храма. А ведь не понимают и не чувствуют они, что Шестопсалмие есть духовная симфония,жизнь души, которая захватывает всю душу и дает ей высочайшее наслаждение.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 0


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)