
По творениям свт. Иоанна Златоуста
«Приклони ухо Твое к молению Моему», - то есть отнесись со вниманием к Моей молитве и исполни то, о чем Я прошу Тебя, потому что не за Себя молю, а за тех, чей образ и вид Я принял.
"Ибо душа Моя исполнилась бедствиями, и жизнь Моя приблизилась ко аду". Каких зол? Человеческих, потому что Я ношу грех всех людей. "И жизнь Моя приблизилась ко аду", так как те, за которых Я принес уплатить долг, были должниками смерти.
"Я сравнялся с нисходящими в могилу, Я стал, как человек беспомощный". Я, говорит, уподобился нисходящим в ров смерти. Казалось, что и Я, подобно им, подлежу смерти. Однако, было не так.
"Я стал, как человек беспомощный, к мертвым причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты". Он, как беспомощный человек, потерпел крест и страдания, не захотев воспользоваться помощью ангелов, почему и говорит: "Я топтал точило один" (Ис.63:3). Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? " (Мф.26:53,54). Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство предсказанного пророками домостроительства. Но "как человек беспомощный", не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр (Деян.2:24), и невозможно было удержать Его.
"К мертвым причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты". И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т.е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком (Мф.27:62, 63), А что грешники называются ранеными в Писании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: "О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего" (Иер.9:1). Это подтверждают и настоящие слова псалмопевца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из памяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности.
"На Мне отяготела ярость Твоя и все волны Твои навел Ты на Меня". Так как Он понес грехи рода человеческого, то по необходимости на Него пал гнев Божий на грешников; Он подвергся за нас смерти и стал клятвой, и с тех пор как исполнились на Нем, они более уже не господствуют в роде человеческом.
"Ты удалил знаемых Моих от Меня". Об этом говорит теми же самыми словами Лука, когда излагает историю распятия: "Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это" (Лк.23:49).
"Сочли Меня отвратительным для себя". И это исполнилось на Петре, когда он, во дворе первосвященника, испугавшись говоривших: "Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека" (Мф.26:73,74).
"Глаза Мои изнемогли от страдания (в славянском – от нищеты): взывал Я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои". Нищетою называются страдания, почему и Павел говорит о Христе: "Обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2Кор.8:9). Итак, очи Его ослабели от страданий, потому что Он добровольно терпел свойственное человеку, и эти очи ослабели до такой степени, что Он даже возопил: "Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46). "Весь день, воздевал к Тебе руки Мои" – разумеется на кресте, потому что Он совершил домостроительство страданий как первосвященник, приносящий за нас жертву, молитвенно простирая руки.
"Ужели для мертвых творишь чудеса? Или врачи воскресят их, и они будут исповедовать Тебя? Ужели кто во гробе будет возвещать о милости Твоей и о истине Твоей в месте погибели? Разве во мраке узнаны будут чудеса Твои и правда Твоя в земле забытой?" Пророк многократно употребляет одни и те же выражения, желая показать неизбежность страданий Христовых, как доставляющих благодеяние одинаково и мертвым и живым.
"Но я к Тебе, Господи, воззвал и утром молитва Моя предварит Тебя". Так у Луки говорится: "В те дни взошел, Он (Христос) на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (см. Лк.6:12).
"Для чего, Господи, отвергаешь душу Мою, отвращаешь лице Твое от Меня?" Христос говорил это как принявший наше лицо, которое Бог отверг за преслушание. Но Христос вопрошает об этом не по неведению, а чтобы показать, что после принесенного Им за всех оправдания Бог уже не отвергает нас.
"Я нищ и в трудах с юности Моей: поднявшись, смирился и изнемог". Христос, "будучи богат, обнищал ради вас" (2Кор.8:9), и был "в трудах с юности", удаляясь в Египет, отсюда – чтобы скрыться – в Назарет Галлилейский, и подвергаясь многим другим козням.
"Поднявшись, смирился и изнемог". Разумей здесь воздвижение или знамений, или креста; и там и здесь Христос смирился и изнемог, будучи хулим иудеями.
"Надо Мною пронесся гнев Твой, устрашения Твои потрясли Меня". Разумеется гнев на человечество, т.е. те наказания и угрозы, которые принял Христос, предав Себя на страдания.
"Устрашения Твои потрясли Меня: окружили меня, как вода, во весь день, объяли меня все вместе". Разумеются устрашения, высказанные против первозданного человека. Подлинно, они были велики, так как были запечатлены и ограждены приговором Божиим. Этими устрашениями Христос был смущен до такой степени, что говорил: "Душа Моя скорбит смертельно" (Мф.26:38).
"Во весь день, объяли Меня все вместе". Здесь Христос упоминает о дне страданий, когда Его окружали вместе и архиереи, и старейшины, и фарисеи, и книжники, и народ иудейский. Об этом свидетельствует Матфей, повествуя, как Пилат, когда собрались все, спрашивал: "Кого хотите, чтобы я отпустил вам?" (Мф.27:17).
"Ты удалил от Меня друга и ближнего, и знаемых моих – от страданий Моих". Разумеется Петр, который, как ученик, был другом, как это тебе известно из слов Христа: "Я уже не называю вас рабами", но "Я назвал вас друзьями" (Ин.15:15). Он же разумеется и под "ближним" по причине особенной пылкости и силы веры, а под знаемыми Его – все апостолы вообще, потому что они более всех знали Христа, как говорит об этом Евангелие: "Отче праведный! И мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня" (Ин.17:25). Тем не менее в виду тяжести страданий все они на время впали в малодушие. Но Христос приписывает причину этого не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благоволению Отца, превышало их силы.