
Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующее врачество, прилагать его к своим ранам и с этим уходить отсюда. А то, что одно слушание, без исполнения на деле не принесет никакой пользы, послушай Павла: «Не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим 2.13). Итак, будем не только слушателями, но и исполнителями, чтобы дела послужили основанием одушевленного слова.
Как невоздержанность в пище бывает причиной и источником зол для человека, так пост и презрение удовольствий чрева всегда были для нас причиной несказанных благ. Сотворив вначале человека и зная, что это врачество весьма нужно ему для душевного спасения, Бог тотчас же дал первозданному заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт 2:16-17). Но человек, вместо того, чтобы соблюсти заповедь, преступил ее; предавшись чревоугодию, он оказал преслушание и осужден был на смерть.
Видел, как смерть вначале пришла через невоздержание? Посмотри, как и впоследствии Божественное Писание осуждает увеселения и говорит – в одном месте: «И сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх 32:6), а в другом: «И ел Иаков, и утучнел, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор 32:15), и о Содоме: «Вот в чем было беззаконие Содома: в пресыщении» (Иез 16:49). Этот порок есть как бы источник всего худого.
Видишь вред от невоздержания? Посмотри теперь на благотворные действия поста. Проведши сорок дней в посте, Моисей удостоился получить скрижали закона; когда же сошел с горы и увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу пьянствующему и поступающему беззаконно. Потом он должен был снова поститься, чтобы опять получить скрижали (см. Исх 24:32, 34) И Илия постился столько же дней, и избежал владычества смерти, вознесся на огненной колеснице (см. 4 Цар 2:1, 11) и др. Господь наш после сорокодневного поста, вступил в борьбу с дьяволом и подал нам пример того, чтобы и мы тем же постом вооружались и, приобретши через это силу, вступали в борьбу с дьяволом (см. Мф 4:2).
Итак, зная пользу от поста, не лишитесь ей по нерадению, и по его наступлении не печальтесь, но радуйтесь и веселитесь согласно со словами Павла: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется» (2 Кор 4:16).
В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища уточняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем. Напротив, пьянство и объядение, обременяя ум и утучняя тело, делают душу пленницей, обуревая ее со всех сторон и не позволяя ей иметь твердую основу в суждении, заставляют ее носиться по утесам и делать все ко вреду собственного спасения.
Роскошь воспрещена не только в Новом Завете, где больше уже требуется любомудрия, но не позволялась и в Ветхом, когда люди ещё были как дети, питаемые молоком. Пророк говорит: «Горе вам, которые день бедствия считаете далеким, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища …, полагая как стоящее, а не как бежащее» (Ам 6:3-6). И заметь точность выражений: обличив их неумеренность, он присовокупил: «Полагая как стоящее, а не как бежащее», - показывая этим что они всё это считали постоянным, а не мимолетным. Таково ведь все человеческое и плотское: не успеет появиться – и улетит. Таково веселье, слава, власть, богатство и пр. Напротив, духовное не таково: оно твердо и непоколебимо, не подлежит переменам и пребывает вечно. Как же было бы безрассудно менять вечное на временное, доставляющее великую радость в будущем веке на то, что уготовляет нам великое мучение там?
Размышляя об этом презрим бесплодные и гибельные увеселения; возлюбим пост и всякое другое любомудрие, покажем великую перемену в жизни и каждый день будем спешить к совершению добрых дел.
Святитель Иоанн Златоуст